Пятница, 10.05.2024, 12:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Шишаловой Л.Е.

Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Вход на сайт
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Инклюзивное образование

     

    Учитель: Шишалова Л.Е.

    В рамках мероприятий Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (Приказ Президента РФ от 04.02.2010 года Пр-271), определяются основные направления модернизации российской школы, обозначаются основные пути повышения качества образования. Они имеют непосредственное отношение к образовательным организациям, в которых получают образование в соответствии со своими образовательными потребностями обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку:

    - новая школа - это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные

    особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной,

    основной и старшей ступени;

    - новая школа - это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников;

    - новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет особое значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

            

             Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном  образовании.

    Наряду с ростом числа детей с тяжелыми и комплексными нарушениями развития в последнее время обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья к семи годам достигает близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет ранее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

             Вследствие этого часть детей с ограниченными возможностями здоровья, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства – специальных коррекционных школ – в общеобразовательное пространство массовой школы.  Основная причина – общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка.

             В этих условиях образовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ограниченными возможностями здоровья.

             В связи с вышеперечисленным, в течение длительного периода времени государственные и общественные организации в России занимаются разработкой методик в области инклюзивного образования, стремясь тем самым сделать доступным для всех школьников получение качественного образования в образовательных учреждениях общего типа. Во многих российских регионах накоплен передовой опыт и ресурсы, разработаны методические рекомендации, нормативные положения, способствующие тому, чтобы сделать обучение  в российских школах более инклюзивным, а также содействующие повышению осведомленности населения о значимости инклюзивного образования для всех членов общества.

             При социальной модели понимания инвалидности ребенок с индивидуальностью или другими особенностями развития не является «носителем проблемы», требующим специального обучения. Напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребенка создает общество и несовершенство общественной системы образования, которая не может соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся в условиях общей школы. Для успешного осуществления инклюзии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс и реализации социального подхода требуются изменения самой системы образования. Общей системе образования необходимо стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей – без дискриминации и пренебрежения.

             Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах школьной и внешкольной активности в системе общего образования.

             Сегодня дети с отклонениями в развитии могут получить психолого-педагогическую помощь как на раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте, но особую актуальность приобретает опыт оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных образовательных учреждений,  т.е. в условиях социально-образовательной интеграции, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроках.

             Инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, чтобы барьеры и трудности в обучении, с которыми сталкиваются ученики с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях, происходят из-за устаревших негибких методов обучения. При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы  было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

    Программы, методики, технологии и средства образования – то, что мы объединяем понятием «образовательная среда» - адаптированы пока еще под некоторого абстрактного, среднего, редкого в наше время ребенка, и явно не соответствуют возможностям современных детей.  Попытка приспособить конкретного ребенка к этой абстрактной среде почти неизбежно травматична, а зачастую - губительна.

             Однако снижать уровень базовых стандартов нельзя. По уровню развития образования  Россия до сих пор во многом превосходит развитые страны Запада. К тому же высокий стандарт позволяет развиваться детям с высоким познавательным потенциалом, и они должны иметь такую возможность.

    Альтернативой, как принято считать, является индивидуализация образования – возможность вести каждого конкретного ребенка в направлении высокого стандарта своим путем. Другими словами, необходимо разработать правильно проложенный образовательный маршрут (адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции) для конкретного ребенка.  Этот маршрут не зависит от формы организации образовательного процесса на данном этапе – от типа класса, группы, школы, где сейчас находится ребенок.

    Именно в контексте решения этих задач можно рассматривать разработку адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ограниченными  возможностями  здоровья.

    В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

    Структура  адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ может включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):

    • индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);

     

    • адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;

     

    • программы коррекционно-педагогической и психологической направленности  в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога);

     

    • программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.

    Задачей специальной педагогики становится поиск путей обеспечения человеку с ограниченными возможностями условий для ведения максимально самостоятельной (автономной) и независимой жизни.