Воскресенье, 12.05.2024, 11:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя математики Шишаловой Л.Е.

Меню сайта
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Вход на сайт
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене

    Полезная информация

    Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения:

    классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

    Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни,  и адаптация у них затягивается.  В такой период дети нередко меняются —  тревожатся без явных на то причин,  становятся робкими или,  наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся  забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

     

    Причины плохой адаптации в 5-м классе:

    1.  Разные требования со стороны учителей-предметников,  необходимость все их учитывать и выполнять.

    2.  Большой поток информации,  незнакомые термины,  слова.  Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у  взрослых.

    3.  Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы,  а классному руководителю не удается  уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом  периоде их школьной жизни.

     

    Обсуждение вопроса  «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе» 

    Обратить внимание родителей на следующие моменты:

    ~  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой,  увеличение физической и умственной нагрузки;

    ~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

    ~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

     

    Рекомендации для родителей

    •  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома,  создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

    •  Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,  соблюдение светового режима.

    • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

    •  Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов,  фруктов и овощей.  Организации правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря:  скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

    • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

     

     «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

    1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

    2.  Повышение уровня тревожности самого ребенка.  Зависимость степени адаптации ребенка к новым  условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

    3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в  начальной школе.

    4.  Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника,  его желание вступать в учебные и вне  учебные контакты.

    5.  Состояние его физического здоровья,  связанное с возрастными изменениями в организме и  психологическим климатом в классном коллективе.

    6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у  ребенка в школе).

     

    Рекомендации для родителей

    Первое условие школьного успеха пятиклассника —  безусловное принятие ребенка,  несмотря на те   неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

    ' Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому   прожитому им школьному дню.

    Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

    ' Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

    '  Недопустимость физических мер воздействия,  запугивания,  критики в адрес ребенка,  особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

    ' Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

    '  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  Медлительные и   малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,  быстро теряют к нему интерес,  если    чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

    ' Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля   за его учебной деятельностью.

    ' Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

    ' Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

    Известный педагог и психолог Симон Соловейчик,    в одной яз своих книг опубликовал правила,  которые могут помочь  родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во   время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью

    готовить ребенка к взрослой жизни.

    ' Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

    ' Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

    ' Не дерись без причины.

    ' Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

    ' Играй честно, не подводи своих товарищей.

    ' Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

    ' Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

    ' Из-за отметок не плачь, будь гордым.

    ' С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

    ' Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

    ' Старайся быть аккуратным.

    ' Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

    '  Помни!  Ты не лучше всех,  ты не хуже всех!  Ты —  неповторимый для самого себя,  родителей, учителей, друзей!

    Очень хорошо,  если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего  ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.